Искусство оживлять: уникальная коллекция ретро-автомобилей в Харькове

Автореликвия

Когда-то на этих автомобилях ездили выдающиеся деятели и Герои Советского Союза. Спустя годы в мастерской автореставратора и коллекционера Дмитрия Сварчевского им дали вторую жизнь. Сегодня в закрытом харьковском музее транспорта 107 автомобилей, причем все они на ходу. Saycheese увидел некоторые экспонаты и делится уникальной для Украины коллекцией с вами.

Дмитрий Сварчевский: У каждой машины своя судьба и история о том, как она ко мне попала.

В коллекции реставратора автомобиль, который обслуживал маршала Советского Союза Георгия Жукова  — «Бюик» с передней частью от более презентабельной «ЗИС-110», а также «ЗИМ-12», на котором, вероятнее всего, ездил физик Лев Ландау. Также в музее представлены такие автомобили, как «Победа», «Запорожцы», первый украинский внедорожник ЛуАЗ-967, оперативная машина КГБ и первый советский джип повышенной комфортности «Москвич-411». Самому старому образцу в коллекции Дмитрия 81 год.

Основное назначение этих машин быть эталоном для реставрации других, дабы мастера не выдумывали велосипед и делали работу правильно: пришел, посмотрел, изучил и повторил.

Реставрация одного автомобиля может длиться годами. Ведь над его восстановлением и приданием аутентичного вида работают до 40 разнопрофильных специалистов. Некоторые из них не встречаются в современном автопроме, к примеру, ювелиры и краснодеревщики, которые изготовляют специфические детали. Созданием одного маленького элемента могут заниматься пять-семь человек: один делает пресс-форму, другой отливает деталь, третий хромирует и так далее.

Музей Автореликвия

Все автомобили, представленные в музее Дмитрия Сварчевского, на ходу. Они зарегистрированы согласно действующему законодательству Украины, имеют номерные знаки и техпаспорта. Пару раз в год машины заводят, прогревают и совершают небольшой автопробег.

Около 10 лет назад музей был открыт для посетителей. Теперь табличка «Реставрационно-восстановительная мастерская Автореликвия» стоит внутри помещения сюда не попасть случайному зрителю.

На заре своей деятельности была идея сделать полноценный музей с возможностью бесплатного посещения. Я даже начал ее реализовывать, но вскоре понял, что Харьков к такому не готов.

По словам Дмитрия, со временем анонимные недоброжелатели начали чернить его деятельность в Сети, после чего создатель «Автореликвии» решил сделать экспозицию закрытой:

Моей основной целью всегда была реставрация машин, а не создание музея. Я должен понимать, что за человек или группа лиц сюда попадают и зачем. Потому что мы сейчас еще и в такое время живем хитрое… А раньше сюда приходили целые группы из автодорожного и сельскохозяйственного университетов. У меня был экскурсовод, научный сотрудник и библиотекарь.

В выставках и пробегах ретро-авто машины Дмитрия участвуют крайне редко:

Каждый раз после участия в каком-то подобном мероприятии даю себе слово больше никогда этим не заниматься. Обычно такие события скатываются к банальному базару. Организаторы не обращают внимания на то, что все участники приезжают с одним и тем же пошлым желанием продать то, на чем  приехали. Мне это не интересно.

На вопрос, почему Дмитрий выбрал для себя деятельность, связанную с автомобилями, коллекционер отвечает, что так решила судьба, а он подчинился:

Тут надо понимать: не любя все это дело, заниматься им невозможно. Люди случайные недолго плывут в этом направлении. Я сильно любил машины в детстве, потом служил в Гараже особого назначения. И тут, естественно, если уже попал в ГОН, то твоя судьба практически предрешена.

Кроме ретро-авто у Дмитрия Сварчевского есть и двухколесный транспорт. Мотоциклы ему обычно либо дарят, либо отдают за ненадобностью. Как-то раз коллекционер получил в подарок и автомобиль самодельную харьковскую машину. Все остальные экспонаты Дмитрий покупает.  

По словам реставратора, многие даже не верят, что в Харькове есть мастерская, где совершают высокобюджетную и качественную аутентичную реставрацию.

Иногда, когда люди обращаются ко мне с целью восстановить раритетную машину, они спрашивают: «А вы точно это сделаете?». Но у них есть возможность приехать в музей и увидеть результат — машины, сделанные в нашей мастерской. Ничего подобного в Украине нет. Никто не может соединить специализированную реставрационную мастерскую с музеем готовых автомобилей.