Театр Воробушек: итоги абсурдной пятилетки
Пять лет назад на театральной сцене Харькова появилось уникальное для Украины явление — Инародный театр абсурда Воробушек. Каждое их шоу — комедия, которая оставляет зрителю выбор: как, когда и сколько смеяться и смеяться ли вообще. Во время спектакля Воробушка то раздаются единичные выкрики, то образуется большая волна смеха, накрывающая сцену. По словам артистов, им нравится, что каждый человек понимает скетчи по-своему, находя те смыслы, которые актеры и не пытались вложить.
Saycheese пообщался с ребятами, сидя в песочнице в их дворе. Пасочки не налепили, зато поговорили о предстоящем фестивале в честь юбилея, импровизациях в баре и о том, почему «абсурд» может звучать как ругательство.
11 июня театр отметит свое пятилетие фестивалем в Харькове: пять шоу, пять локаций, один день.
Александр «Евгений Половчення» Сердюк: Просто собрать людей вместе в большой комнате и сказать: «Друзья, мои! Нам 5 лет, давайте, балуйтесь, а мы будем сидеть смотреть, как вы всё это делаете», — нет. Поэтому решили сделать такой вызов себе, вызов людям. Может, никто не придет. Может, кто-то придет, мы будем только рады. Идея, мне кажется, интересная — маленький сабантуй из пяти спектаклей.
В этот день театр сыграет «Сутреца», «Хлебчик-шоу», «Добро Добро Халва», шоу имени Энди Кауфмана и «Мир глазами Воробушка». Фактически это станет рекордом Украины: одна труппа сыграет пять авторских постановок за один день в разных местах.
Василий «Двасарая» Байдак: Немногие знают, но зафиксировать рекорд стоит немалых денег.
А.: Не такие они уж и большие — около отличных жигулей.
В.: Думаю, для обычного человека, который умеет надевать 60 носков за полсекунды, это будет дороговато.
А.: После фестиваля будет афтепати на безлюдовском пляже, где выступят пять групп и диджеев. Это будут популярные люди. Иногда популярные, иногда забытые.
В.: Мы не будем рассказывать, кто это. Это секрет.
А.: В описании мы напишем так: группа «К», группа «Н», группа «П».
Свой день рождения театр отметит летом, хотя официальной праздничной датой парни считают 6 апреля.
— Что произошло 6 апреля пять лет назад?
В.: 2012-й год.
А.: Да, во-первых, это был 12-й год.
Сергей Вавилов (отвечает вместо Олега Свища): Ровно тогда узнали, что в декабре прилетит комета и всем будет нехорошо.
А.: Это был тройной удар от масонов: конец света, Евро-2012 и появление Воробушка. Ну, как видите, конца света не было, Евро прошло хорошо, театр до сих пор жив. А вообще, мы попали первый раз на сцену как коллектив Воробушек. На большую сцену, было много людей. Так всем понравился этот процесс. Тогда мы существовали просто как команда КВН Воробушек. Тогда еще не было ни слова «абсурд», ни «инародный» с ошибкой. Ничего не было. И нас не было. Думаем вернуться в КВН обратно. Только в 1998-й, когда он еще был смешным, и когда нам было лет по шесть-семь.
Это был тройной удар от масонов: конец света, Евро-2012 и появление Воробушка
— Вы отмечали день рождения внутри команды?
В.: Вчера пельмени налепили.
— Но это все равно было не 6 апреля…
В.: В тот день мы все были заняты.
А.: 6 апреля нам всем писали: «Оу, оу, оу… Мы вас поздравляем!».
— И вы весь день отвечали?
А.: Да. Я сидел «мивину» ел.
В.: На самом деле, мы насобирали денег и улетели в Коннектикут.
А.: Ну это Вася чисто. Все остальные сидели дома и ели «мивину».
Мы даже, по-моему, друг друга не поздравили.
— Сейчас все ваши силы направлены только на подготовку фестиваля или работаете и над новыми шоу?
А.: Только на фестиваль.
В.: Это нелегко.
А.: Только Стас пишет оперу. Вдохновился «IYOV» и хочет написать свою про Салтовку.
В.: Северную.
А.: «Northern Saltov don’t sleep».
С.: Never sleep.
А.: На самом деле, пока ничего не думаем, все силы идут на пятилетие и, возможно, будут гастроли в Киев.
В.: Ну и фильм снимем, но то такое…
Кроме как на большой сцене, актеров Воробушка можно видеть в Sutra Bar «Kamalaya», в котором они импровизируют по вторникам. Парни, шутят на ходу, контактируя с залом:
А.: Это очень безобидная форма, которая уже давно существует в мире. Мы как всегда отстаем на 15 лет. Сейчас постепенно догоняем вчерашний день. Все начали это использовать в Украине, потому что это коммерчески выгодно. Тебе ничего не надо готовить, ты просто приходишь и говоришь. Мы как самые хитрые делаем это бесплатно.
В.: Поэтому мы можем сделать что-то несмешное и нам за это вообще не будет стыдно.
За пять лет актеры выступали с шестью большими шоу: кроме тех, что будут представлены на фестивале, Олег Свищ играл моноспектакль «Свищ есть — можно поесть». Ребятам сложно выделить из них самые сильные и яркие. Но если бы их попросили сыграть любой спектакль в настоящий момент, то Василий, например, выступил бы с шоу «Сутреца».
В.: Оно пока самое свежее. Игралось только два раза — в Харькове и Одессе.
А.: А я бы сейчас точно с ним не выступал. Сейчас, во-первых, обед.
С.: Будь я Васей, я бы выступил с Энди Кауфманом. Мне очень нравится.
А.: Я бы сейчас сыграл в том шоу, которое мы так и не сделали. Старые шоу — это как обязательная программа — ты должен в любом случае ее играть. Сын родился — его нельзя задушить, он должен расти. Нет, ну можно, но хочется, чтобы он развивался. То есть определенные два шоу у нас отупели уже. Как дауны. Знаешь, в семье два дауна есть.
— И что делать?
А.: Либо родить новых, либо что-то с ними делать, пока они живут.
В.: Либо на конкурс красоты отправить… По ощущениям таким [любимым] шоу было «Мир глазами Воробушка». Вроде бы оно уже так надоело, думаешь: сколько можно его играть? А потом едешь в Одессу, выступаешь и думаешь: как же хорошо! По шоу скучаешь. Они все-таки родные.
А.: Точно не хочется играть обычные спектакли, написанные не нами. Как-то мы играли, но сейчас нет ностальгии. Но, может, мы просто не читаем авторов.
Старые шоу — это как обязательная программа — ты должен в любом случае ее играть. Сын родился — его нельзя задушить, он должен расти
— Бывало, что кто-то предлагал вам сыграть свои пьесы?
В.: Было куча авторов, которые предлагали писать с нами вместе и прочее…
А.: Когда-то один парень прислал пьесы, а я забыл. Сказал ему, что прочитаю и отвечу. Но я не помню, как его зовут, и не могу найти. На самом деле, сейчас интересно делать что-то новое. Мы в душе юмористы, КВН-щики, у нас театральной школы нет.
В.: Хи-хи, ха-ха, вот это всё.
А.: Ты ждешь нового, потому что в старых пьесах люди смеются, а ты — нет.
С.: Потому что у тебя в душе селится экзистенциальная пустота.
Алика (администратор): Нет, Олег такого не мог сказать (смеются).
В.: Нет, ну вот недавно нахихикали и сделали «Пыль слоями». Там смех был, но немножко другой. Более ироничный, что ли.
А.: На самом деле, у нас просто спросили, хотим ли мы выступить 1 апреля, мы и сделали это в суматохе.
В.: Я с удовольствием сыграл. Мы выступали и не ждали смеха.
С.: Как тогда в интернате для глухонемых?
Алика: А так бы Олег мог сказать.
Мы в душе юмористы, КВН-щики, у нас театральной школы нет
— Алика, расскажи, как это быть частью команды Воробушек?
Алика: Я даже не могла подумать, что я когда-то буду в этой шайке. Все сумбурно, местами действительно абсурдно, непланомерно. Точнее, практически всегда непланомерно. Это постоянный мозговой штурм. Особенно в преддверии какого-то спектакля. Помню, когда я приехала в Киев на «Лигу Смеха», думала, сейчас погуляю по городу, а потом пойду смотреть выступление. Но нет, я полдня ходила по секонд-хендам (я узнала, где в Киеве есть секонд-хенды), искала губную гармошку для Сергея Сивохо, игрушки для детей Елены Кравец и бутылку минеральной воды для Оли Поляковой.
— Кстати, вы всегда ищите реквизит в последний момент?
А.: Нет.
В.: Да.
— Бывало, что не находили?
В.: В том то и прикол нашего жанра: не нашел, так выкручивайся.
Это постоянный мозговой штурм. Особенно в преддверии какого-то спектакля
А.: Обычно по спектаклю всегда все готово. Потом появляется какая-то мысль, что на входе должен быть, допустим, карлик. И вот надо найти за полдня карлика. Иногда находится, иногда — нет. Например, на «Сутрецы». Нам ночью пообещали кофемашину. И вот утром приехал какой-то паренек и сказал, что готов нам помочь.
В.: Продукт, который будет приемлемый для людей, готов за неделю-две, может быть, раньше. Потом начинается через верх: это может быть нам минус по финансам, времени, но зато в плюс людям. Можно было обойтись без кофе и всяких таких штучек, но почему бы и нет, это же весело.
А.: Раз назвался абсурдом… Иногда, кстати, это звучит как ругательство. «Вот вы со своим абсурдом». Это как «тыжпсихолог».
— Вас это обижает?
А.: Не то чтобы обижает, но как-то говорится с такой интонацией, что ты вроде идиот.
Алика: Но лучше «абсурд», чем «бред собачий».
А.: Да, нас так уже два раза называли. Мы, может, даже переименуем себя в «Бред собачий театра Воробушек какого-то там юмора». Кстати, вы можете со Стасом поговорить.
Стас Кедр: …
А.: Нет так нет.
Иногда, кстати, это звучит как ругательство. «Вот вы со своим абсурдом». Это как «тыжпсихолог»
Автор: Анна Комарова