60-е прошли под лозунгом “Make love, not war!”, позже молодежь мечтала жить по принципу ”Sex, Drugs & Rock’n’Roll”… А какой девиз современного молодого поколения? Рэперы пишут трэки о деньгах, мимолетных связях и дне, из которого вылезли, а их слушатели гоняются за последними коллекциями Supreme. Кто разводит “хайп”? Сама молодежь, которая пытается противостоять основной культуре или бренды, строящие бизнес-стратегии? Ведь на волне “хайпа” люди готовы покупать что-угодно и при этом видеть в этих вещах тонкие и приятные смыслы.
Кто такие хайпбисты и как они появились?
Хайпбисты появились в Америке 10 лет назад. Изначально так называли фанатов сайта Hypebeast и приверженцев стиля жизни, который он продвигал. Они стебали “золотых деток”, которые ведут праздную жизнь и ходят только в трендовых вещах. На Youtube даже вышел ироничный ролик “Как быть хайпбистом”. Сегодня одни определяют их как субкультуру, а другие не считают глобальным молодежным движением.
Для хайпбистов очень важно носить самый модный streetwear из последних коллекций всемирно известных брендов. Их главный фетиш — дорогая спортивная обувь: Supreme, Nike, Balenciaga, Vans. Они гоняются за моделями из лимитированных коллекций, тратят на них немалые деньги и даже ухаживают за своими “сникерсами” в специальных салонах. Такой есть и в Харькове.
Хайпбисты — ходячая реклама брендов: они носят одежду и аксессуары, на которых пестрят логотипы. Базовая однотонная футболка или худи oversize с узнаваемой эмблемой — и ты уже крут. Хайпбисты не боятся выглядеть мейнстримно, наоборот, стремятся к этому, даже носят унисекс. Их мода частично напоминает стиль гангстеров 90-х: бейсболки, драгоценности, мешковатая одежда. Эталоны современной моды для них — капсульные коллекции Канье Уэста и коллаборация Louis Vuitton и Supreme. Хайпбисты — это мажоры, большинство из которых живут на деньги родителей.
Из-за того, что быть хайпбистом дорого, таких в Украине мало — может, несколько сотен. О хипстерах в нашей стране знают многие, а спроси о хайпбистах — ответят единицы, пусть даже сами будут обуты в последние “найки”. Этот термин в Украине начал распространятся недавно. В отличие от американцев, наши ребята стараются находить брендовые вещи в секонд-хендах или обмениваться ими друг с другом, искать интересную одежду в масс-маркет магазинах.
Антон Бусько, основатель первого украинского streetwear-бренда DITCH CLOTHING, арт-директор:
Субкультура — это все то, что «общество» не считает похожим на так называемую «культуру». Это люди, вопиюще выделяющиеся из толпы не ростом, весом, цветом волос, а принадлежностью к какому-то «движению», идеологии, моде или спорту: панки, рэперы, скейтеры, анимешники и так далее.
Антон утверждает, что все “предыдущие” субкультуры никуда не пропадают. Они просто становятся популярными в той или иной точке мира в разное время как реакция на актуальные события и проблемы общества.
Резкая смена вектора моды молодежи — это чисто наш, пост-совковый, фактор. До этого у нас не было никаких субкультур. С обретением Украиной независимости сюда хлынуло все новое. Вчера ты скейтер, завтра — рэпер. Я видел своими глазами взлеты и падения популярности субкультур в Киеве. Это было странно, потому что некоторые вовсе пропадали, хотя в Европе или Москве таких людей я видел много. Это говорит о простой вещи — поверхностном отношении нашей молодежи к… Ко всему. Субкультура — она на то и субкультура, чтобы следовать ей всю жизнь. Если только ты в ней абсолютно не разочаровался. Но не могут же люди десятками и сотнями разочаровываться?
Чему поклоняется и что ненавидит молодежь сегодня?
Катя Тейлор, эксперт в области современного искусства, сооснователь агентства по управлению культурными проектами Art Management и креативного хаба Port:
Музыка как всегда стала голосом поколения. Сегодня это рэп и трэп. Face, Pharaoh, Lil Peep — это все очень далеко от интересов хипстеров и хайпбистов. Они как бы стоят на той же “модной доске”, только на другой ее грани. Для них одежда — инструмент, а не цель. Они как будто обнажены. Больше нет цензуры, которая может их остановить. Клипы Фараона набирают более тридцати миллионов просмотров. Это больше чем Quinn собирал на стадионе. Это огромное движение людей, которые разделяют их депрессивные мысли. Они больше не обманывают себя и нас — жизнь унылая, а люди продажные. Какой смысл врать?
Мне кажется, это их достойный протест против лживой розовой каемки на обрыве современности. Потому что ни в бедных районах Штатов, ни тем более России или Украины не живется хорошо после прочтения “Семи навыков высокоэффективных людей” Стивена Кови. Эти дети больше не хотят никакой лжи. Они растерянные и честные. Вот за ними будущее. Довольно суровое. Но мы на это уже не можем повлиять. А в том, что они кажутся аморальными и валят мат через слово, нет ничего плохого. Я все детство слушала “Сектор Газа”, и посмотрите, что из этого вышло.
Антон Бусько: Современная рэп-культура — это трэп, клауд-рэп, косички, скейт и огромная популярность в интернете. Наверно, их у нас и называют «хайпбистами», но это довольно глупо. Они слушают кучу музыкантов, чьи ники начинаются с “LIL”, мечтают о красивых девчонках и наркотиках. В принципе, тоже безобидная детская субкультура.
Отмечу жесткую моду на электронную музыку. Конечно же, я о техно, вечеринках «Схема» в Киеве, татуировках в самых видных и местах и прочем. Как по мне, это все порождение кризиса. Детям делать нечего — они массово идут на рейв. Это переживали и Англия, и Голландия, и другие страны. Конечно, есть негативные моменты, но препятствовать этому глупо. Пусть молодежь делает что хочет. Если она с мозгами — все будет зашибись. Если нет — найдет проблемы на районе.
В Харькове тоже есть свои электронные тусовки. Главное, попасть на нужного диджея в клубе Живот, на вечеринке Яма, в новом HudpromLoft или на одной из тусовок Культуры звука. Вспомним и недавний приезд Dusty Kid в Opium Party Bar.
Как субкультуры влияют на развитие современного общества?
Катя Тейлор: Сейчас удивительное время, когда молодежь находится не просто в оппозиции власти, политики и принятия больших решений, а когда она непосредственно влияет на решения государственного уровня. Недаром Оксфордский словарь выбрал слово 2017 года «youthquake». Буквально — значимое культурное, политическое или социальное изменение, возникшее под действием или влиянием молодежи. Это особенно заметно по статистике голосований выборов в развитых странах, таких как в Великобритания и Новая Зеландия. Во времена хиппи у отдельного участника субкультуры не было силы собственного голоса, только голос группы, который могли услышать. В этом смысле сегодня каждый отдельный подросток имеет рупор, который может быть услышан всем миром, если он напишет удачный пост в Твиттере или Инстаграме. И они пользуются этим.
Кто придумал «youthquake»?
Это слово впервые употребила Диана Вриланд, главный редактор британского Vogue в 1965 году, как раз тогда, когда только зародилось движение хиппи. Но кроме того происходила невероятная культурная революция в искусстве, музыке, моде. Может быть то, что это слово вернулось к нам в 2017 году как вестник перемен, не случайно.
Современные субкультуры становятся более локальными и объединяют меньшее количество молодых людей, чем, например, хиппи в 60-х, но вряд ли когда-либо исчезнут вовсе. Конфликт “отцов и детей” вечен, и объединятся в группы — это естественная потребность людей.
Субкультуры могут трансформироваться в связи с вызовами времени. В этом смысле они больше никогда не достигнут таких масштабов, как движение хиппи. Потому что мир с тех пор кардинально изменился и такое понятие как общество перестало существовать в своем классическом смысле. Оно разделилось на множество сообществ по интересам. И если во времена хиппи было три социальных класса: рабочий, средний и высший (по роду занятий, материальному положению и образованию человека), то к середине десятых их стало как минимум семь. И у каждого свои кумиры. Более того, каждый сам может стать кумиром, загрузив свое видео на YouTube.
Читайте также: Тренд на осознанное потребление: «Мне не нужно столько шмоток»