Дизайнер Марина Лосева создала арт-проект Shape of Living, переработав более 30 кг изношенных джинсов
Для производства одного килограмма джинсовых изделий используют около 10 тонн чистой воды. За два года фабрики тратят ее в количестве, которое равно объему Средиземного моря. Использование пестицидов на хлопковых плантациях и покраска денима наносит немалый вред экологии. На Ukrainian Fashion Week SS19 дизайнер Марина Лосева и ее команда UFEG впервые представят инсталляцию, посвященную этой проблеме.
С помощью арт-проекта Shape of Living автор хочет призвать к поиску новых форм и способов существования человечества. В экспозицию войдут платья, созданные из старой джинсы, и мудборд. В качестве основного элемента декора дизайнер воспроизвела снимок Днепра, сделанного из космоса.
Беспощадный деним
Fashion-индустрия занимает второе место после нефтяной промышленности по количеству отходов, которые загрязняют Землю. Нерациональное использование водных ресурсов становится причиной высыхания рек, создания искусственных островов и других экологических проблем. Проект Shape of Living посвящен не только Днепру, но и всем водным ресурсам планеты, которые страдают из-за деятельности человека. С помощью арт-инсталляции Марина Лосева решила сделать свой вклад в развитие sustainable fashion — сознательной и этичной моды.
Впервые экспозицию Shape of Living можно будет увидеть с 1 по 5 сентября в выставочном комплексе “Мистецький Арсенал” в Киеве. Презентация арт-проекта пройдет в рамках Ukrainian Fashion Week SS19 в зоне Fashion Tech Ukraine.
Марина Лосева:
“Мне было мало сделать красивое платье, я начала создавать концепцию, которая бы выходила за рамки одной инсталляции. И я создала Shape of Living. Это продолжаемая экспозиция, которую можно делать хоть каждый сезон.
Одна из важнейших задач каждого дизайнерского поколения — придумать новые формы одежды, которые бы отвечали духу времени, или предопределяли его. Но мы живем в такой период, когда от дизайнеров требуется больше — создать новую форму жизни. Форму взаимодействия с планетой, где мы бы не выхолащивали ресурсы, а, наоборот, напитывали. Например, Стелла Маккартни выпустила кроссовки, которые полностью разлагаются. Таким образом, они не просто не портят планету, они ее удобряют”.
С миру по джинсам
Марина Лосева вместе с преподавателями из своего проекта Ukrainian Fashion Education Group собрала не один десяток килограммов денима — изношенных вещей, которые принесли харьковчане.
“Я была очень тронута тем, что люди присоединялись к нам с таким энтузиазмом и радостью. Когда джинсовые изделия протираются, их даже нельзя отдать малоимущим людям. Остается только выбросить или перешить. Мы переработали не менее 30 кг джинсовых изделий, чтобы отобрать те элементы, которые нам нужны. Для меня важно, что это именно арт-объект, которым можно привлечь внимание”.
Поддерживая концепцию проекта, автор Shape of Living хочет использовать в экспозиции манекены, сделанные из вторичного сырья — картона.
Марина начала работать с денимом ещё в 19 лет, открыв свой первый магазин.
“Когда я взяла в свои руки джинсы, я поняла, что деним для меня более интересный материал, чем любой другой. Эта ткань сама по себе символична, это целая история. В свое время я могла на ощупь определить плотность денима в унциях на квадратный дециметр. Первую фабрику, которую я посетила, была джинсовая.
Когда торговля сама по себе исчерпала себя, я пустилась в серьезный творческий поиск — не жила в Украине, продолжила исследования культуры. Во время этапа путешествий по миру, родилась следующая концепция украинской джинсовой этники — new modern ethno street style. Меня осенило, что если положить на деним вышивку, то это будет то, что никто не делал. Это апдейт, новая этническая субкультура. Этому этапу я посвятила почти 10 лет. Некоторые до сих пор хранят мои джинсовые изделия и надевают их на День вышиванки”.
Изнаночная сторона
Со временем дизайнер начала глубже вникать в производство джинсы и осознавать, как много ресурсов идет на ее изготовление.
“Воды и химикатов нужно невероятное количество. Процесс производства многосложный. Фабрики по пошиву и фабрики по стирке джинс — это зачастую даже разные предприятия. Я уже молчу о финишинге — это адский труд, когда, нужно довести джинсы до потертости вручную. Тысячи турецких мужчин трут их с утра до вечера наждаком, намотанным на руку обычным скотчем. На некоторых фабриках, например, в Китае, работают и дети. Это также отложилось у меня на бэкграунде.
И образование, и искусство набирают обороты. В какой-то момент я поняла, насколько важно переходить к серьезному исследованию вопросов sustainable fashion. И у нас в стране тоже. Это случилось года три назад. Сейчас и в UFEG у студентов есть курс этичной моды. Благодаря тому, что мы подписаны на платформу WGSN, мы получаем самые передовые репорты по sustainable fashion — она революционна. С помощью нашей общей работы, мы покажем, что каждый может повлиять на изменение формы жизни — создать новую Shape of Living”.